Метамодель определяет, как мы можем использовать язык для пояснения языка. Она делает это посредством повторного соединения речи говорящего человека и опыта, на котором основана эта речь.
Моделируя техники эффективного взаимодействия с клиентами Фрица Перлза, Милтона Эриксона и Вирджинии Сатир была разработана модель языка. Бэндлер и Гриндер обратили внимание на то, что при сборе информации эти психотерапевты использовали определенный набор вопросов, а при помощи другого набора вопросов они помогали человеку реорганизовать свой внутренний мир.
Метамодель предоставляет нам инструмент, позволяющий добраться до опыта, на котором основаны слова человека. Метамодель описывает процесс, посредством которого человек расширяет когнитивную карту, делая ее богаче и полнее.
Что собой представляет эта метамодель?
Это набор лингвистических признаков и групп вопросов. Эти вопросы помогают анализировать форму поверхностных структур, что позволяет говорящему восстановить опущенные, искаженные и обобщенные данные.
Искажения.
- Номинализация — изменение процесса глубинной структуры (движение, действие и т. д.) в статическое событие поверхностной структуры. Классический признак, позволяющий отличить номинализацию от истинного существительного, заключается в вопросе: «Можете ли вы погрузить это в тачку?». Если да, то это существительное. Если нет, то это номинализация. Пример: Его поведение неприемлемо.; Это приведет вас к новому пониманию. Вопрос: «Каким образом вы осуществляете процесс (номинализации)?» Этот вопрос помогает человеку вновь соединиться с опытом таким способом, который позволит ему осознать свою роль в процессе.
- Чтение мыслей — это предположение, что мы обладаем способностью знать мысли, мотивы, намерения и т. д. другого человека без прямого сообщения с его стороны.Пример: «Его это не волнует».Вопрос: «Как именно вы узнали, что его это не волнует?» Этот вопрос позволит говорящему усомниться в своих допущениях и обратиться к источнику объективной информации.
- Причинно-следственные отношения — предположения, что некое действие одного человека может заставить другого человека испытать какое-либо чувство.Пример: Из-за тебя я чувствую себя неудобно! Вопрос: «Как именно я заставляю тебя так себя чувствовать?» Такие вопросы побуждают говорящего расширять и обогащать при общении с другими людьми свою карту причин и следствий. Это позволяет ему взять на себя ответственность за свои собственные чувства, мысли и реакции.
- Комплексный эквивалент — это когда по внешнему признаку мы делаем вывод о значении всего опыта. Пример: «Вы знаете ответ, поэтому на вас можно положиться». Вопрос: «Каким именно образом одно связано с другим?» + поиск исключений. Такие вопросы позволяют говорящему определить комплексно-эквивалентное убеждение и восстановить опущенные и искаженные данные.
- Пресуппозиции — это концептуальные допущения, которые должны быть истинными для того, чтобы было истинным наше высказывание. В пресуппозициях мы находим убеждения человека, относительно жизни, мира, себя, других, т. е мы можем многое узнать о модели мира человека. Пример: «После того как Вы дочитаете эту статью до конца, вы сразу начнете замечать метамодельные нарушения.» Для того чтобы бросить вызов пресуппозиции, спросите на чем основано это высказывания: «Что приводит вас к убеждению в том, что…?»
Обобщения.
- Кванторы общности – это набор слов, при помощи которых делается универсальное обобщение. Слова «все», «никогда», «каждый», «всегда» и «никто» не оставляют места никаким исключениям. Цель вопроса — выявить абсурдность квантора общности и найти исключения. «А все ли?», «Неужели каждый?», «Всегда ли?»Пример: Никто не совершенен.
- Модальные операторы определяют границы нашей модели мира и наш образ действия, а также ограничения наших систем убеждений. Существует несколько категорий модальных операторов: необходимости, возможности, невозможности, полномочий, идентичности, выбора и т. д. Эти категории проявляются в таких словах, как «могу/не могу», «возможно/невозможно», «хочу/не хочу», «нужно», «должен» и т. д.Для того чтобы бросить вызов таким модальным операторам нужно спросить: «Что случилось бы, если бы вы могли…?» Фриц Перлз осуществлял рефрейминг убеждения «Я не могу…», предлагая: «Не говорите «я не могу», говорите «я не хочу»». Если клиент принимает это высказывание, он переходит от отсутствия выбора к его наличию, от следствия проблемы к ее причине. Примеры: Я должен… , Мне следует…Вопросы: «Кому Вы должны?»,«Откуда Вы узнали, что следует делать именно это?»
- Утраченный перформатив — это оценочные суждения, когда мы говорим о тех ценностях, в которых убеждены, но при этом опускаем источник. Пока мы не определим источник, у нас не будет возможности оспорить валидность (обоснованность) высказыванияПримеры: «Мальчики не плачут», «То, что вы сделали, глупо»Вопросы: «Кто это сказал?», «Чье мнение отражают ваши слова?»
Опущения
- Неполные сравнения – это когда человек совершает сравнение, но опускает сравниваемых людей, сравниваемые вещи, предметы или стандарт, с которым он их сравнивает. Слова, как «лучше», «лучше всего», «дальше», «ближе», «богаче», «беднее», «больше», «меньше», «больше всего», «меньше всего», «хуже» и т.п. То, с чем вы сравниваете, функционирует как пресуппозиция, и подсознание другого человека предоставит отсутствующую информацию. Примеры: «Он очень богат», «В Тунисе отдых лучше.»Вопросы: «Богаче кого?», «Лучше, чем где?»
- Отсутствие референтного индекса. Здесь мы понимаем человека или предмет, который производит или над которым производится действие, описываемое в высказывании глаголом. А также используются именные словосочетания, не указывающие на что-то конкретное, нельзя определить имя, термин или фразу, на которые оно ссылается, то есть о чем идет речь. Местоимения («кто-то», «никого», «они» и т. д.) неопределенны, так как существенные в данном случае опущены.Примеры: «Это уже никого не волнует».Вопросы: Кого именно? Что именно? Кто они?
- Неспецифические глаголы, существительные, прилагательные, сравнения. Неспецифические части речи описывают неясное, неконкретное действие или понятие. «Обижать», «огорчать», «красота», «великолепно», «удивительно», «симпатичный» и т.п. Существует большая вероятность неправильного понимания, потому что мы можем интерпретировать его различными способами. Цель — уточнить, дополнить переживания.Вопросы более основательно присоединят человека к своему опыту. Примеры: Если бы вы только знали. Вопросы: Что знали? Кто именно? Как именно? Что значит…?
Когда вы услышите нарушения метамодели, начните с нарушений более высокого уровня и бросьте вызов искажениям. Затем переходите к обобщениям. И, наконец, восстановите опущения. Вопросы метамодели направляют процесс перехода от глубинной структуры к поверхностной в обратную сторону. Таким образом, метамодель открывает информацию, недостающую в коммуникации клиента и его модели мира, — часто важную информацию, без которой человек живет в мире с «обедненной картой».
Научившись калибровать метамодельные нарушения, вы сможете повысить Вашу эффективность на этапе сбора информации, ускорить процесс поиска ограничивающих убеждений и предоставить новые возможности достижения целей!