Мотивация человека

автор | 8 июля, 2010
рубрики Корпоративным клиентам, Новости Обсуждение закрыто

Что нас мотивируетЧто нас мотивирует?

Вопросы мотивации человека уже давно стали темой самых разнообразных исследований. Опубликовано множество статей по развитию мотивации персонала, сформулированы основные принципы мотивации, существуют разнообразные методы, виды и формы мотиваций, но проблема мотивации остается все такой же актуальной! Почему? Что же такого неправильного во всех этих типах и формах мотивации? Почему низкий уровень мотивации сотрудников остается одной из основных проблем мотивации профессиональной деятельности?

Все просто – мы слишком разные, и каждый из нас ведом своей, персональной системой ценностей и потребностей.
Ради чего Вы работаете? Ради денег, чтобы удовлетворить первичные (биологические) потребности – хорошо поесть, сладко поспать и может даже чего выпить? Сколько человеку нужно для того, чтобы иметь крышу над головой да полный желудок? Согласитесь – не много. И ради чего тогда он будет стремиться достигать большего, если телу уже хорошо, а лишние движения лишают этого «хорошо» – это «нехорошо».
Как построить эффективную систему мотивации человека, если он не хочет выходить из своей привычной «зоны комфорта»?
Я предлагаю рассмотреть достаточно простую и на мой взгляд эффективную систему мотивации персонала, которую можно использовать не только в организациях, но и в простой жизни.

Вспомните, как нас в детстве пугали всякими разными «плохими» историями и страшилками, чтобы заставить что-то сделать. Действовало? Еще как! Это один из видов мотивации – это избегания, т.е если Вы хотите повысить заинтересованность сотрудника в улучшении качества работы, то «нарисуйте» ему картинку «страшного будущего», которое его ожидает, если он не выполнит поставленные перед ним задачи. Да, это не так гуманно, но зачастую это единственный способ чтобы хоть как-то сдвинуть телегу с места, чтобы потом выстроить более эффективную систему мотивации человека. Конечно, далеко на этом виде мотивации не уедешь, но на данном этапе, для человека не имеющего четких и ясных целей, мотивация к успеху и достижению будет «как вилка для устриц ко столу с бутербродами».
Еще один из видов мотивации – это «директивный метод». Вы «стоите над душой» конкретного сотрудника и в жесткой форме указываете ему что делать. Как долго протяните Вы, мотивируя, таким образом, и как долго выдержит сотрудник, который, как «маленький мальчик» должен будет выполнять все, что ему говорят, именно так как ему «велено».

Достаточно распространенный способ в структурах с директивными и строго иерархическими отношениями (типа военных), но кроме низкого уровня мотивации, в комплекте идет низкая степень ответственности за достигнутый результат. Как сказали – так и сделал, а что получилось не мое дело – начальству виднее.
А сколько сил уходит на то, чтобы контролировать и проверять? Бизнес-структура выигрывает только тогда, когда каждый, вплоть до самого «младшего научного сотрудника» разделяет ответственность за достижение общих целей. Да, Вы можете заставить человека бежать, но бежать быстро – вряд ли. Это тоже знакомо из детства, ведь наша школьная система обучения построена именно таким образом. И очень быстро можно добиться обратного эффекта – просто убить желание что-либо делать.

А теперь давайте рассмотрим более эффективные формы мотивации, только вначале слегка коснемся важных различий между «стимулом» и «мотивами». Достаточно часто понятия «простимулировать» и «замотивировать» используются, как выделение дополнительных материальных средств за выполненную работу. К сожалению, материальное вознаграждение является только стимулом, как дополнительное средство мотивации, и часто не самое ключевое для психологически развитой личности.
Вторичные (психологические) потребности обыкновенно появляются в соответствии с индивидуальным жизненным опытом. Для кого-то важны отношения в коллективе, уважение, кто-то стремиться к власти или одержим успехом, кому-то хочется принадлежать к чему-то большему, ощущая себя важной частью идеи или процесса. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих к действиям, и становятся формой их проявления. Именно ощущение неудовлетворенности этих потребностей мотивирует на достижение определенных результатов в профессиональном плане и получение признания, внимания, уважения и всего того, чего не хватает человеку.

Многие со мной согласятся, что для некоторых людей работа становиться единственным местом, где они чувствуют себя по-настоящему оцененными. Именно на рабочем месте можно самоутвердиться, ощутить стабильность или получить ощущение новизны, посоревноваться с кем-нибудь или получить одобрение. Эти важные мотивационные моменты серьезно исследовал Абрахам Маслоу, выявив опытным путем определенную иерархию потребностей. И что самое интересное, что на более высоких уровнях развития человек находит эффективные механизмы самомотивации.

Как достичь этих уровней и как выстроить эффективную систему мотивации персонала читайте в продолжении…

Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 feed. Комментарии в настоящее время закрыты.