Как может помочь профессионал?
Помощь заключается в отказе помочь… Как бы ни парадоксально это не звучало, но если психологу нужно помочь больше, чем клиенту, то это позиция родитель-ребенок. И тогда терапевт пытается стать лучшим родителем для своего клиента. Истинная помощь заключается в том, чтобы привести клиента к его родителям и передать ему ответственность за свою жизнь. И если у клиента нет достаточного желания и готовности что-то менять, то вряд ли помощь терапевта дойдет до адресата.
Так как же помочь человеку, который нуждается?
Иногда хорошо действует провокация, что «Сейчас тебе помочь не возможно! Ты безнадежен!» И как вдруг человек находит в себе силы что-то изменить, начинает что-то делать, искать новые пути решения. И тогда он готов принимать помощь. Есть ли смысл давать(помогать), когда этим не воспользуются. Это как протягивать яблоко и знать, что тебя ударят по руке и яблоко упадет на землю…
Профессионал все видит или чувствует.
Хороший специалист сразу заметит ложь, фальшь и отсутствие ответственности у клиента. Это элементарные навыки внимания — вербальных и невербальных калибровок. Это первооснова эффективной работы. И иногда отказ от работы производит больший эффект, чем согласие на интервенции.
А откуда мы знаем, что кому-то нужна помощь?
Нас просят, нам говорят, нам жалуются и даже готовы платить деньги. И на самом деле втягивают в нетерапевтические отношения, происходят переносы (когда клиент видит в терапевте кого-то из своей семейной системы) или контрпереносы (когда сам терапевт начинает видеть в клиенте кого-то из своей системы с подобными паттернами поведения). И оба начинают ходить по замкнутому кругу собственных системных динамик. Продолжительные терапевтические отношения формируют некоторые эмоциональные зависимости. А цель настоящей помощи заключается в том, чтобы клиент научился самостоятельно справляться со своими временными затруднениями.
Так что же значит помогать по настоящему, профессионально и иметь результат?
Помогать только тогда, когда есть конкретный запрос! Важно ставить цели вместе с клиентом! Важно иметь четкие и очевидные критерии достижения! Когда не знаешь куда плывешь – не бывает попутного ветра. И если этот этап прошел успешно, то это не значит, что клиент будет делать то, что наметил. Важно разобраться с причинами, по которым он до сих пор не сделал этого. Это могут быть ограничивающие убеждения (то во что мы верим, но сейчас оно не помогает двигаться к цели). А также вторичные выгоды (что-то, что получает человек в комплекте с тем, что не достигает и чего может лишиться если что-то измениться – если больной выздоравливает, то за ним перестают ухаживать). Или более сложный системный уровень (как некие семейные динамики, которые определяют границы возможного), где ответы лежат за границами личного осознавания — здесь работает метод Системных расстановок. И тогда можно переходить к конкретным временным срокам и четкой последовательности шагов, необходимых для изменений. Важно найти мотив, то ради чего правда стоит это сделать! Некая высшая цель, смысл жизни, путь, который стоит пройти ради чего-то большего… Имеющий путь – победитель.
Фото из передачи «Судьба» на СТВ