Первые шаги эффективной коммуникации

автор | 6 декабря, 2010

Знаете ли Вы основы эффективной коммуникации?

Меня пригласили в качестве эксперта принять участие в съемке программы на телеканале Мир, посвященной исследованию нашего внешнего вида на процесс эффективной коммуникации. И я согласился. Этот материал описывает как происходили съемки программы и интересные идеи относительно быстрого установления контакта и развития взаимоотношений.

Ни для кого не секрет, что первое впечатление о человеке складывается именно от того во что он одет и как внешне выглядит. Есть подтверждающие это исследования, в которых утверждается, что мы формируем первое мнение о человеке за первые 12 секунд. Первое на что мы обращаем внимание – это одежда и внешний вид. Второе – это наша речь и жесты, которые мы используем. Третье – это содержание того, что мы говорим. И если мы попадаем в карту (говорим понятные и правильные вещи, сообщаем интересную информацию), то можно сказать, что процесс эффективной коммуникации уже налажен. Наш собеседник создал для себя позитивное мнение о нас и готов продолжить общение. Это и есть первый шаг установления контакта, который впоследствии может привести к достижению цели общения.

А что происходит когда мы игнорируем эту важную часть эффективной коммуникации?

Удается ли завладеть вниманием собеседника, если мы сразу начинаем говорить ему чего мы от него хотим?

Сколько раз Вы отказывали людям, которые подходят к Вам и просят у Вас мелочь? И случалось ли так, когда Вы порой готовы были расстаться с какой-то суммой? Этот пример показывает, что есть некоторые механизмы внутри нас, которые приводят к тому или иному выбору или решению. Возможно, Вы даже и не задавали себе этот вопрос? Или задавали слишком поздно, когда впоследствии почувствовали, что Вас обвели вокруг пальца, или в противоположность этому, что Вы сделали доброе дело.

Интересный факт выявили ученые, когда пришли к выводу, что нам легко общаться с людьми, похожими на нас, имеющими общие интересы и ценности. Как будто нас что-то объединяет и наши карты реальности совпадают. Люди творческие разговаривают об искусстве, строители о стройке, бизнесмены о бизнесе. И как говорят «Моряк моряка видит из далека».

Мы можем устанавливать контакт на разных уровнях.

И если первый шаг эффективной коммуникации – это копирование поведения человека, его позы, жестов, темпа голоса, речи, то более глубокий контакт можно разделить на несколько уровней.

Один из них это уровень опыта и переживаний. Это когда мы говорим о похожем жизненном опыте – все мы мерзнем, когда холодно, всем приятно, когда светит солнце зимним днем, или возможно мы живем на одной улице или в одном городе. Как нас легко сближает, когда у нас схожие проблемы или неприятные моменты в жизни.

Другой – это уровень концепции. Как мы воспринимаем этот мир, по каким правилам он существует, как он устроен на самом деле или некоторые идеи, которые мы разделяем. Мы соглашаемся с мнением собеседника и поддерживаем его если смотрим на мир с одного балкона и видим одно и то же. У нас общие ценности (дети, работа, интересы) – и мы готовы часами обсуждать то, что по-настоящему важно для нас, то из чего преимущественно состоит наша жизнь. И тогда время останавливается и только фраза «Ой уже 5-ый час, скоро на работу – надо бы поспать пару часиков!» Знакомо?

Третий уровень – это уровень намерения, более серьезный, так как люди начинают объединятся общими целями. И даже если в нашем опыте и мироустройстве мнения расходятся, то мы можем вместе достигать общие цели и именно объединившись, возможно это сделать эффективнее. Как технология «win-win», когда мы ищем компромисс, который устраивает обоих и в долгосрочной перспективе приводит к отличному результату. Особенно это проявляется в бизнесе, когда в процессе переговоров находится решение, удовлетворяющее потребности обоих сторон.

Что происходило на съемочной площадке?

Наш герой, переодетый в старые вещи не первой свежести, вначале испытывал трудности с тем, чтобы хоть не надолго установить контакт и быть выслушанным, то впоследствии учтя рекомендации для установления первоначального контакта, смог с легкостью выпросить мобильный телефон, чтобы сделать важный звонок. Конечно, немаловажную роль сыграла фраза учтивой просьбы об одолжении, которую мы отработали в процессе подготовки и простые техники установления первоначального контакта.

Итак. Подведем итоги. Что нужно, чтобы легко наладить с любым человеком контакт? Как достичь эффективной коммуникации?

Первое это выбрать человека, который готов идти на контакт. Его можно определить по неторопливой походке и взгляду по сторонам. Второе – это установить контакт глаз и возможно улыбнуться, если это уместно или выразить соответствующую ситуации эмоцию. Затем подстроится по позе, походке, речи и обязательно создать условия, в которых человек будет чувствовать себя безопасно – это основа первоначального контакта. И только после этого у Вас есть шанс продолжить контакт на более серьезных уровнях с целью долгосрочных, добрых и полезных взаимоотношений.

Основная идея эффективных коммуникаций лежит в установлении продолжительных и взаимовыгодных отношений, приносящих в Вашу жизнь радость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Общайтесь эффективно!

Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 feed. Вы можете пропустить до конца и оставить ответ.

Оставить комментарий

Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти чтобы оставить комментарий.
Регистрация на сайте.